|
Статьи / Секреты и советы
«Вселенские соборы» христианской церкви
(Православные церкви признают 7 первых Вселенских соборов, происходивших до разделения церквей в 1054 году.)
1. Никейский (325 г.) - принял «Символ веры» в первой редакции, осудил арианскую ересь, определил время празднования пасхи, выработал 20 канонов.
2. I Константинопольский (381 г.) - канонизировал учение о троице, дополнил «Символ веры», продолжил борьбу с ересями. Константинопольскому патриарху были предоставлены преимущества перед всеми другими епископами (второе место после римского патриарха).
3. Эфесский (431 г.) - учение о Богородице, осуждение несторианской ереси. Эфесский или Разбойничий (449 г.) - признание монофизитства, однако в 451 г. решения собора были осуждены.
4. Халкидонский собор (451 г.) - осудил монофизитство, утверждена формула об Иисусе Христе, как истинном Боге и истинном человеке, представляющем два естества, но одну ипостась.
5. II Константинопольский (553 г.) - осудил Оригена и «трёх глав», т. е. трех богословов (Федора Молсуэтского, сочинения Феодорита Киррского и Ивы Эдесского), не считавших Христа богочеловеком, а Марию - богоматерью.
6. Ill Константинопольский (680-681 гг.) - осудил монофелитскую ересь, восстановил мир с папством, нарушенный в VII веке арестом и ссылкой папы | Мартина по приказу византийского императора.
«Пятошестой» или Трулльский (692 г.) - дополнил каноны 5-го и 6-го соборов.
7. II Никейский (787 г.) - первоначально созван в Константинополе в 786 г., затем в 787 г. перенесен в Никею. Осудил иконоборчество, утвердил почитание икон.
8. IV Константинопольский (869-870 гг.) - решения направлены против церковной политики константинопольского патриарха Фотия.
V Константинопольский (879-880 гг.) - отменены решения предыдущего собора.
9. I Латеранский (1123 г.) - утверждение Вормсского конкордата.
10. II Латеранский (1139 г.) - осуждение Арнольда Брешианского.
11. III Латеранский (1179 г.) - установлен порядок избрания папы; осуждение вальденсов и катаров.
12. IV Латеранский (1215 г.) - осуждение альбигойцев и вальденсов; санкционирована инквизиция.
13. I Лионский (1245 г.) - отлучение Фридриха II Штауфена.
14. II Лионский (1274 г.) - уния с православной церковью.
15. Вьеннский (1311-12 гг.) - решения о преследовании вальденсов, спиритуалов, беггардов и др.; упразднение ордена тамплиеров.
16. Констанцский (1414-18 гг.) - декреты о реформе церкви. Вселенские соборы призваны контролировать папскую власть, установлены сроки созыва Вселенских соборов.
17. Базельский или Базельско-Флорентийский (1431-49 гг.) - заключена Флорентийская уния католической и православной церквей (проклята в 1443 г. на Иерусалимском соборе православной церкви).
18. V Латеранский (1512-17 гг.) - церковная реформа.
19. Тридеитский (1545-63 гг.) - утвердил догматы о первородном грехе и чистилище. Предан анафеме протестантизм.
20. I Ватиканский (1869-70 гг.) - провозгласил догмат о непогрешимости папы.
21. II Ватиканский (1962-65 гг.) - решение о реформе литургии, об экуменизме, миссионерстве.
-----------------------
Словарь:
Арианство - течение в христианстве в 4-6 веков. Последователи священника Ария из Александрии не принимали один из догматов официальной церкви о единосущности Бога-отца и Бога-сына. Они считали Христа творением Бога-отца, т.е. стоящим ниже его.
Догмат (гр. dogma (dogmatos) - мнение, учение, постановление) в религии - утверждённое высшими церковными инстанциями положение вероучения, объявленное церковью непреложной истиной, не подлежащее критике, слепо принимаемое на веру.
Ересь - (< гр. hairesis - особое вероучение) - вероучение, отклоняющееся от догматов и организационных форм господствующей религии.
Конкордат (от средне-век. лат. concordatum - соглашение), договор между римским папой как главой католической церкви и каким-либо государством, регулирующий правовое положение католической церкви в данном государстве и его отношения с папским престолом.
миссионер [фр. missionnaire < лат. missio посылка, поручение] - лицо, занимающееся распространением религии среди населения с иным вероисповеданием; как правило м. выполняет функции идеологической экспансии.
Литургия
(греч. - общественная служба) - главное богослужение суточного круга, проходящее в дообеденное время (другое название - «обедня»). Литургия включает 3 части: проскомидия (греч. - принесение) - символическая подготовка Святых Даров - хлеба и красного вина); литургия оглашенных (готовящихся к принятию Крещения); литургия верных - освящение Святых Даров (хлеб и вино «превращаются» в Тело и Кровь Христа) и причащение. Службу сопровождает хоровое исполнение песнопений. В католицизме и протестантизме Божественной литургии соответствует месса. С 16 века в католической теологической литературе «литургией» называют всю совокупность официальных церемоний.
Миссионер (франц. missionnaire < лат. missio посылка, поручение) - лицо, занимающееся распространением религии среди населения с иным вероисповеданием.
Монофелиты
(греч. monos - один, единственный и thelema - воля) - сторонники христианского учения, сложившегося в 7 веке в Византии. Согласно монофелитам, Христос обладал двумя природами, но одной волей и "энергией" (богочеловеческой).
Монофизиты
(греч. monos - один, единственный и physis - природа, естество) - сторонники христианского учения, возникшего в Византии в 5 веке. Трактовали соединение двух природ во Христе как поглощение человеческого начала божественным.
Пасха (греч. pascha, от древнеевр. песах, букв. - прохождение) - в христианстве праздник отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. Для вычисления дат составляют таблицы («пасхалии»). У православных церквей Пасха приходится на период с 22 марта по 23 апреля по новому (юлианскому) календарю.
Символ веры
- краткое изложение христианских догматов, безусловно признанаваемых верующими. Сформулирован в 325 г. и дополнен в 381 г. Потом католическая церковь сделала добавление филиокве (в догмате Троицы: об исхождении Святого Духа не только от Бога-отца, но и от Сына), не признанное православной церковью.
Собор - собрание светских или духовных чинов для совета и решения важнейших дел. Например, в России 16-17 веков - земские соборы.
Уния (от позднелат. unio - единение) - объединение, союз государств: "персональная (личная) уния" - под властью одного монарха; "реальная уния" - на основе договора или одностороннего акта более сильного государства. Уния церковная - объединение православной и католической церквей.
Церковный канон (от греч. kanon - норма, правило) - правила в области догматики, культа, организации церкви, возведенные христианской церковью в закон.
Экуменизм (от греч. oikumene - обитаемая земля) - движение за объединение всех христианских церквей, возникшее в начале XX века. Цель - усиление влияния религии и выработка общехристианской социальной программы, пригодной для верующих, живущих в странах с разным социальным строем.
в начало страницы
|
|