|
Статьи / Безопасность
Как туристу сделать свой отдых безопасным?
Какое времяпрепровождение чаще всего заканчивается вызовом МЧС?
Кого можно назвать туристом? Наверное, любого человека, который покинул свой дом и отправился на какую-нибудь базу отдыха более чем на сутки, собираясь переночевать. Мы будем считать туристами всех, кто вышел на природу: и грибников, и охотников, и сборщиков клюквы. Можно разделить туристов на неорганизованных и организованных, которых ведёт инструктор. В первой категории немало людей, слабо представляющих возможные опасности, или переоценивающих свой опыт.
Обычно фатальные ошибки связаны с отсутствием опыта или недооценкой ситуации. Что же может случиться? Например, переохлаждение. Отправились в лёгких рубашках, глянуть на ледник, кончилось тем, что погибли от переохлаждения под холодным дождём. Даже термос с собой не взяли. Иногда и бывалые спортивные группы недооценивают собственный опыт. Прекрасное снаряжение и хорошие ботинки могут создать иллюзию, что преодолеть возможно всё, толкая на риск. И за чрезвычайной ситуацией, связанной с гибелью одного человека, следует череда ошибок, ведущая к гибели группы.
Звонок другу
Для туристических групп есть правила взаимодействия со спасателями. Таким образом был построен спортивный туризм ещё в СССР. Во-первых нужно сообщить МЧС письмом или телеграммой по почте, или по электронной почте информацию о своём маршруте. Мы такая-то группа, собираемся пройти такой-то маршрут, тогда-то. Сообщите место выхода на маршрут, количество участников, время выхода и возвращения. Или, например, отдыхая в горах, сообщите спасателям, что решили отправиться на какой-нибудь перевал, кольцевой маршрут и так далее. Просто позвоните в местную спасательную службу.
Зачем это нужно? Во-первых, спасателям будет известна дата вашего возвращения. И если вы не вернётесь, вас начнут искать. Во-вторых, вам смогут посоветовать, как можно улучшить маршрут. МЧС взаимодействует со службами расположенными в горах, в тайге, на реках - во всех регионах. А они хорошо знают особенности маршрутов.
Ведь любые условия могут оказаться решающими. Растаял снег - это появление серьёзных скал, или наоборот снега стало больше - это лавинная опасность. Вам скажут: "Лучше на тот перевал не идите, там целый день снегопад/ледовые обвалы/каменные обвалы. Сходите на соседний перевал, виды с него не менее интересны". И затраты те же. Безопасность прежде всего!
В любом случае идти туда, куда вы задумали вам не запретят. Но хотя бы спасателям будет известно, где вас искать. Туристам без опыта, считающим, что у них достаточно знаний для похода предложат посмотреть их снаряжение. Или просто дадут информацию про необходимые для этого маршрута снаряжение и спортивный опыт.
Один в поле
Статистика несчастных случаев меняется в зависимости от сезона и погодных условий, определяющих вид туризма. Когда лето жаркое меньше пеших туристов, больше путешествующих по воде. Зимой, если снега немного, всё более-менее благополучно. Если снега слишком много возникает лавинная опасность. А это и травмы и несчастные случаи со смертельным исходом. Уменьшению травматизма помогает и пропаганда МЧС (например плакаты с контактной информацией) и дежурные спасатели в популярных местах отдыха.
Наибольшая опасность остаётся для отдельных туристов, не предусмотревших погодные условия. Или переоценивших своё здоровье. Например, ребенок идёт в лес за грибами с бабушкой, а бабушке становится плохо. И с собой нет ни лекарства, ни средств связи с родственниками.
Для таких людей те же простые советы. Сообщите кому-нибудь, куда идёте. Знакомым, соседям, друзьям, родителям. Какая станция железной дороги примерно будет рядом. Возьмите с собой хорошо заряженный мобильный телефон, а, если возможно, и запасной аккумулятор к нему. Иногда родственники или друзья сами находят путешественника именно по мобильному телефону. Приезжают на предполагаемое место и стреляют из ружья или запускают салют - один из вариантов спасения.
Обязательно возьмите с собой спички и хотя бы немного еды. Кусок полиэтиленовой плёнки, чтобы укрыться от осадков. Обязательно узнавайте прогноз погоды! Хорошо бы иметь с собой компас. Особенно, если не умеете ориентироваться в лесу. Если вы в лесу с друзьями, не забывайте время от времени перекликаться.
Упс...
Что делать, если человек уже потерялся, и спасатели МЧС выехали его искать? Что делать если знаешь, что тебя ищут? Уходить или оставаться на месте?
Кто занимается поиском? Спасательные отряды, которые мобилизуют местное население, полиция, обученные собаки и добровольцы.
Например, в плохую, дождливую погоду, вертолёт не подойдёт. Нужно куда-нибудь выйти. Прислушайтесь, где шумят электрички, железная или автомобильная дорога. Это будет ваше направление. Если уже стемнело, лучше разжечь костер. Постарайтесь согреться, и в это время оставайтесь на месте. Если есть мобильная связь, сообщите знакомым. Попытайтесь описать местность, пункт из которого вы вышли, и в каком направлении двигались. Если есть компас вы будете знать направление. Без компаса вспомните, куда двигались тучи и дул ветер. Чаще ветер не изменяется в течение дня. Если вы поняли, что заблудились - оставляйте за собой следы. Можно заламывать ветки, накалывать кусочки бумаги.
Попытайтесь оценить, сколько километров вы прошли. В лесу это сложнее, чем в городе (быстрым шагом за 1 час - 3 км). В лесу нет прямой ровной дороги. Попробуйте оценить по усталости. Можно попробовать залезть на какое-то крупное ветвистое дерево, если есть силы и возможности, и посмотреть что вокруг. Если вас ищут с помощью авиации, или беспилотных средств, можно разжечь костер, пустить дым.
Что делает МЧС, если человек потерялся?
Сначала пытается сократить район поиска. Строится радиус, с учётом, как далеко от станции человек мог отойти, определяется направление - север, запад, юг, восток. Определяется его наиболее вероятное место. Если есть связь, заблудившийся опишет, какой вокруг лес: лиственный, болотистый, смешанный или хвойный. Обычно местные службы неплохо знают свои леса и Рослес помогает.
На место высылают группы и методом быстрого прочесывания с большими интервалами они проходят через лес, это первый этап. Если человек не нашёлся лес обследуют более детально.
Например на равнине, в лесу 10 на 10 кв. км, если человек ушёл рано утром, около 6 часов, то на другую сторону леса должен придти часов через 12. Если не пришёл - с ним что-то случилось. Когда нет связи, спасатели будут двигаться через 20-25 метров, в одном направлении.
Ловись рыбка
Каждый сезон в СМИ появляются сообщения о людях, оказавшихся на отколовшейся льдине. Справедливо ли, спасать беспечных рыбаков с весенних льдин, за счёт государства? Ведь они сами никого не предупреждают и не заботятся о своей безопасности. Как их наказывают? Задача МЧС спасать людей, их снимают со льдины, а снасти нет. К сожалению, другого способа научить их уму-разуму нет.
И ещё несколько советов:
Отправляясь в поход обязательно изучите местность. Не только по карте, но и почитайте отзывы в Интернете на форумах. Что взять с собой. Как одеться в это время года. Какое нужно снаряжение.
Возьмите с собой средства связи. Это мобильный телефон или рация. Мобильный телефон, поможет, если он там работает. Рация пригодится для связи между членами группы. Спутниковые телефоны сегодня также доступны. На группу из десяти человек хватит одного спутникового телефона.
Проконсультируйтесь со спасательными службами. Узнайте особенности маршрута и как связаться со спасателями при необходимости.
Источник худших ситуаций для туристов сегодня - популярная затея - списаться по Интернету и пойти несхоженной группой. В этом случае даже одиночка в лесу может быть в лучшем положении. Одиночка с опытом, конечно. Но несколько человек, которые встретились только на конечной станции и отправились в горы, в большой опасности. Они совсем не знают друг друга. Не уверены в своём опыте и опыте спутников. И просто могут оказаться совершенно несовместимыми по характеру.
Поэтому, если вы хотите отправиться куда-то с Интернет-друзьями, соберитесь вместе, сходите в ближайший лес. Порубите дрова, поносите тяжёлое. Поживите пару дней вместе в палатках. Хотя бы потренируйтесь вместе. Несхоженные группы часто погибают именно из-за плохого знания маршрута, и потому, что не были готовы к взаимопомощи.
Читать другие статьи о безопасности
в начало страницы
|
|