|
Статьи / Образование
Программированное обучение и учебники
К школьным учебникам до сих пор существует много претензий. Пока был жив Советский Союз, то, что учебники написаны скучным и однообразным языком никого не смущало - других-то всё равно не было. Ученики могли радоваться уже тому, что учебные книжки перестали быть цитатниками Маркса с Лениным, как более ранние издания.
Представление о том, что обучение должно быть серьёзным и скучным крепко сидело в головах у чиновников от образования. И даже в восьмидесятых годах редкие, переводные с английского издания, например, тренажёр по химии («Chemistry made easy») не вызывали энтузиазма даже у учителей.
Школьники, изучившие учебник самостоятельно добились заметных успехов, но в школы эта и подобные ей книги не попали. Знаете почему? Некоторые формулировки не совпадали с привычными учителям, книга не вписывалась в школьную программу из-за тем, расположенных в другом порядке. И это мы говорим не об истории или родном языке, а о науке - химии, которая, казалось бы, и в Африке химия.
Постепенно российский книжный рынок стал наполняться переводной учебной литературой. Мы с удивлением узнали, что учиться можно легко и даже весело. Оказалось, что об экономике, физике, математике и др. можно писать «человеческим» языком. Можно писать настолько ясно и доходчиво, что до любого дойдёт то, что школьные учебники и преподаватели не смогли объяснить за несколько лет.
Мы же стараемся понятно объясняться со своими детьми. Мы не говорим, что: «Электрическая розетка является устройством для подключения приборов, получающих питание от электрической сети. Она не является пригодной для использования совместно с металлическими изделиями, такими как заколки и шпильки. Замыкание электрической цепи при помощи электропроводящего предмета может привести человека, не использующего соответствующие защитные средства, к смертельному исходу...»
Слушая такое ребёнок, в лучшем случае, заснёт. Никто так не говорит. У большинства родителей получается подобрать верные и понятные формулировки. А человек, изучающий новую науку, такой же маленький ребёнок в незнакомой ему области знаний.
Учебник может быть интересным. Например, в том случае, если это программированный учебник.
Программированным обучением называют обучение с заранее предполагаемым результатом. Основное отличие программированного учебника в том, что это не просто книжка для чтения. Его не читают подряд, с начала до конца. Учебный материал делится на маленькие части. В первой части ученик получает небольшую порцию информации, затем он сам должен запомненную информацию применить, например:
- вставить пропущенные слова или формулы,
- решить задачу, аналогичную данной в объяснении,
- найти верный ответ среди предложенных вариантов.
Если ответ неправильный, ребёнок получит объяснение, в чём ошибка, и попытается ответить снова. Если он хорошо понял материал с первого раза, то находит подтверждение своей правоты, и получает следующую часть информации. Весь учебник устроен так, что школьник последовательно двигается между его частями, давая верные ответы.
Получается, что правильный ответ он всё равно отыщет. Отличаться может только время, потраченное на решение. Хорошо зная материал он пройдёт программу быстро, за несколько минут. А к непонятным местам будет возвращаться пока не найдёт правильный ответ.
Замечательно то, что каждый может работать в своём темпе. И ему не мешают думать те, кто уже во всём разобрался. Не тормозят те, кому нужно больше времени. А ещё ученики получают удовольствие от процесса обучения и от результата. Ведь правильный ответ они находят сами и им есть чем гордиться.
У материала при программированном обучении чёткий порядок - от простого к сложному. Обязательно делаются акценты на узловых моментах каждой темы. Материал и процесс обучения становится увлекательным и интересным. И благодаря этому легче и надолго запоминается.
И пусть сегодня далеко не все учебники такие. Увлекательное обучение уже доступно. И наши дети могут изучать привычные дисциплины с интересом и хорошо усваивая материал.
Читать другие статьи об образовании
в начало страницы
|
|