|
Статьи / Работа
Кто плетёт интриги в офисе?
Американские социологи провели опрос об офисных интригах. И, на условиях анонимности, 40% участников опроса признались, что активно участвуют в них. А 78% заявили, что готовы навредить боссу или коллеге, если за эти действия потом не придётся отвечать. Как же можно спокойно работать в таком окружении?
Один из двух претендентов на повышение решает, что честно побеждать слишком долго. И придумывает хитроумный план: заводит блог от имени конкурента, в котором критикует президента компании. И, несмотря на то, что высказывания публикуются под придуманным ником, «маскировка» очень небрежная. Поэтому через пару месяцев начальнику становится известно, что думает про него перспективный сотрудник. Итог: разбираться в ситуации не стали и недоумевающий «автор» скандального блога вылетел с работы.
Интригану легче подставить ножку коллеге, а не работать лучше. К сожалению, большинство руководителей пугает нелояльность. И они готовы закрывать глаза на промахи. Сама корпоративная культура, правила продвижения и характер руководителя делают возможной такую интригу. Когда для президента компании имеют значение реальные профессиональные заслуги, а не слухи и сплетни, такие сложные схемы становятся бесполезными.
Чтобы не допускать таких ошибок руководителю нужно наладить обратную связь с подчинёнными. Отношения в здоровом коллективе должны строиться на доверии, начиная с самого верха. Если начальник руководствуется подозрениями, подчинённые будут интриговать.
Встречаются и коллективные интриги:
Недавно назначенный на руководящую должность сотрудник стал издеваться над вчерашними коллегами. Так он представлял возможность почувствовать всю полноту власти. Подчинённые объединились и стали создавать ему репутацию случайного выскочки. «По большому секрету» с разных сторон стекались рассказы о его некомпетентности. В то же время подчиненные не информировали нового начальника об истинном положении дел в фирме, из-за чего он принимал неверные решения. Волна дошла до самого верха. Результат - увольнение за неспособность к управлению.
Саботаж - древнейшее оружие любого коллектива. Руководитель должен так организовать подчинённых, чтобы они горели желанием работать, а не партизанили. Но, интриги могут захватить даже вполне дружный коллектив. Претендентам на новую должность, у которых в прошлом были конфликтные ситуации, нужно быть максимально открытыми с рекрутерами. Ведь, нередко негативные рекомендации могут оказаться результатом особенностей корпоративной культуры и внутренних проблем фирмы.
Покупка костюма, часов и машины, лучше чем у начальника, заказ более дорогих блюд в ресторане может плохо кончиться. Заметным быть опасно. Когда в компании пропала крупная сумма, подозревать стали самого заметного. И то, что дом принадлежит тестю, а машина куплена в кредит, доказательствами не сочли. Нашлись бумаги с его визой, подписанные «не глядя». К тому же сотрудника, подготовившего эти бумаги он сам уволил, прислушавшись к навету о его неблагонадёжности. Интриган не только получил деньги, но и избавился от рядового соучастника, а всю вину свалил на того, кого заподозрили бы в первую очередь - на самого заметного.
Мошенник использовал слабости своей жертвы. Сперва напугал воображаемой угрозой, затем успокоил, пообещав поддержку. Чем больше у нас слабостей, о которых все знают, тем нас легче использовать или уничтожить.
Хотите завтра же стать объектом интриги? Придите в офис в сверхдорогой одежде, и объявите, что переезжаете в коттедж улучшенной планировки. Во время обеда демонстративно идите в более дорогой ресторан. И не забудьте продемонстрировать всем мобильник по цене ноутбука. Если вашим коллегам, и даже шефу, всё это не по карману, девять лишь вздохнут, а десятый отомстит.
Корпоративные «сороки», разнося сплетни нередко готовят почву для скандалов и интриг. Птица сообщила одному из менеджеров о сокращении в отделе, намекнув, что он возглавляет список. Прежде тихий и лояльный сотрудник решил, что нужно успеть отомстить. Он уничтожил важные документы нескольких коллег и подсунул бумаги директора на стол одному из них. После скандала всё списали на офисный хаос. Но даже если бы стали искать виновника, на тихоню бы никто не подумал. К слову, на самом деле отдел собирались расширять. Это «сорока» по-своему поняла фразу «…о грядущем изменении в штатном расписании…».
Интриганом может стать и мирный сотрудник, дошедший до состояния сильного стресса и тревоги. Оздоровить обстановку можно с помощью прозрачных схем управления и открытого информирования о грядущих изменениях. Чаще всего интриганами становятся люди, не реализовавшие свои амбиции. Просто у них нет другого средства достичь цели.
Амбициозная сотрудница работала за двоих над ответственным поручением. Вместе с заданием она получила и расположение директрисы. Та приглашала её на обеды и жаловалась на высшее руководство. Вскоре директриса уехала в отпуск, оставив молодую сотрудницу вместо себя. Вот только девушка так и не смогла угодить высшему руководству, хотя использовала всю полученную от начальницы «ценную» информацию.
Директриса вернулась из отпуска, уволила бывшую протеже, объяснив, что этого потребовали наверху и дала ей отличные рекомендации. Поэтому девушка не сразу поняла, что директриса просто боялась, что способная сотрудница будет претендовать на её место.
Интрига тонкая и скрытая за наставничеством. Жертвой такого трюка легко может стать амбициозный и тщеславный человек. Не верьте безоговорочно всем сплетням. Насторожитесь, если руководитель вдруг начинает навязывать вам свою дружбу. Не видят ли в вас конкурента?
Распространённые предлоги для корпоративных войн: споры из-за ресурсов, если нет чётких правил их распределения; и борьба между отделами, когда руководители подразделений пытаются привлечь на свою сторону высшее руководство.
Вам знаком сотрудник, в запасе которого всегда есть ласковая улыбка, лесть с учётом вашей индивидуальности и приятные сувениры. Он знает все секреты и дружит со всеми важными персонами. Когда одного из перспективных работников позвали в крупную фирму, интриган не растерялся. Стал просить взять его с собой, обещая поддержку во всём. Но, на новом месте, злодей, пользуясь расположением «друга», все его новые планы и идеи, выдавал за свои. Всегда успевая к руководству первым, он добился увольнения своего благодетеля. Теперь, занимая должность начальника отдела, он использует результаты труда талантливых и скромных подчинённых.
Интриган присвоил чужой успех, а талантливый сотрудник добровольно покинул свою должность, с комплексом профессиональной несостоятельности. По-настоящему креативных людей всего 15 – 20 процентов. Они больше всех уязвимы для интриг, из-за того, что слишком поздно их замечают. Чтобы верно понимать интересы окружающих, но не отгораживаться, опасаясь интриг, нужно развивать не только интеллект, но и интуицию.
Кому выгодно?
Если вы чувствуете, что стали жертвой интриг, постарайтесь проанализировать ситуацию и собрать информацию. Ответьте на следующие вопросы: 1) Кто интриган?
2) Какие у него мотивы и какая цель? 3) Кто из сотрудников ему помогает (вольно или невольно)? 4) Как руководство относится к интригану? 5) Какой его вес в организации? 6) Кто мог бы помочь вам в противостоянии интригам?
Найдя ответы, вы сможете создать план сопротивления, используя различные приёмы, «грязные» и «чистые». Например такие:
- «Очернить» интригана в глазах руководства или коллег первым.
- Использовать мнение о вас авторитетных сотрудников, вставших на вашу сторону.
- Раскрыть интриги, пристыдить коллегу и т. д.
Если вы руководитель компании, и один из ваших сотрудников оказался интриганом, ваша стратегия зависит от вашей способности управлять им. Можно использовать завистника для решения каких-то проблем, но только в том случае, если вы контролируете ситуацию. Иначе вы рискуете расколоть фирму на два враждебных лагеря, а вдохновлённый интриган, начнёт выживать потенциально опасных для себя сотрудников. Лучший способ пресечь интриги - уволить их инициатора.
в начало страницы
|
|