|
4 ноября - что празднуем?
Праздник появился в 2005 году с названием: День народного единства. Ни для кого не секрет, что эта дата должна была стать заменой 7 ноября. И, честно говоря, не совсем понятно почему альтернативу Октябрьской революции искали именно в ноябре. Ведь те, для кого важно 7-ое, всё равно его отмечают. К тому же, кроме революции был военный парад 7 ноября 1941 года, не радостная, но безусловно значимая дата для всех, кто жил тогда или родился позже. Для остальных можно было сделать выходным неспорный день, например, 12 апреля, да и день Конституции могли бы вернуть. Ну, это дело вкуса.
Мы целых 70 лет, автоматически отмечали начало движения «Чтобы не было богатых», что давно уже забыли, что это за день такой. Лишний выходной, для кого-то демонстрация-флаги-перекус. А с тех пор, как перестали насильно загонять на демонстрации - просто перекус. В конце 90-х седьмое стало днём Согласия и примирения. Кому мешало согласие?
Но что же всё таки случилось 4 ноября?
Давайте поищем вместе.
В истории России можно найти немало военных и мирных побед. Государственными праздниками могут быть те из них, после которых река истории совершила крутой поворот, значимый для всей страны. Но 4 ноября 1612 года (или 25 октября по Юлианскому календарю) не отличилось ничем...
О событиях того времени можно узнать из источников с обеих сторон. Согласно им военных действий между Вторым ополчением и гарнизоном Речи Посполитой не было. Единственная запись в польском дневнике говорит о небольшой попытке штурма Кремля, которая была отбита.
Есть также запись о явлении Сергия Радонежского в ночь на 22 октября, митрополиту Арсению. Титульный владыка в московском Кремле умирал, так как все запасы еды забрали воины польско-литовского гарнизона. Но во сне святой Сергий сообщил, что утром Китай-город освободят, а через несколько дней и весь город, то есть Кремль. Так и случилось. Иноземцы покинули Китай-город, когда там совсем не осталось продуктов, а 26 октября (5 ноября по Григорианскому стилю) гарнизон Речи Посполитой в Кремле подписал договор о капитуляции и выпустил бояр. Кстати, ни один боярин не был убит и позднее, они участвовали в Выборном соборе 1613 года - выбрали нового царя. 27-го ополченцы вошли в Кремль.
Кремль вымыли и 1 ноября отметили мир торжественной процессией, с иконой Владимирской Божьей Матери «Умиление», взятой из Успенского собора, главного храма Российского государства.
Какие отношения были в те времена с поляками?
Для людей XVII века понятие враг-«литовец» было понятнее, чем «поляк» - это уже XVIII – XIX века. Будущий патриарх Филарет (Федор Никитович Романов) вместе с князем Голицыным возглавлял Великое посольство к польскому королю Сигизмунду Третьему. Темой для обсуждения было воцарение на русском престоле королевича Владислава. Но переговоры зашли в тупик, посольство было сослано и пробыло в заключении в Речи Посполитой 8 лет. Видимо, Сигизмунда не устраивали условия: при Владиславе не будет большой польско-литовской свиты, останется править московская боярская Дума и на границе королевич перейдёт в православие. Из плена, Филарет вернулся в 1619 году, и стал соправителем своего сына Михаила Романова, а по сути - полноценным государем.
Возможно вы слышали, что 4 число связывают с «чудом» Казанской иконы Божьей Матери. Что участники ополчения молились перед иконой, принесённой из Казани. И 22 октября чудесным образом отдельные отряды воинов-дворян, казаков и ополченцев, воссоединились - встали под единое командование и практически без боя заняли Китай-город. Последнее правда, потому, что, как вы помните, польско-литовский гарнизон из Китай-города ушёл.
Но что говорят об этой иконе дошедшие до нас источники?
Первое ополчение собралось под Москвой в конце марта 1611 года. Во главе был Прокопий Ляпунов, пока его не убили казаки. После этого убийства протопоп из Казанского Благовещенского кафедрального собора привёз под Москву, в Первое ополчение, список чудотворной иконы Казанской Божьей Матери. Оригинал иконы по преданию был явлен 8 июля 1579 года девице Матроне. Это икона «Одигитрия», то есть путеводительница.
Нужно сказать, что «список», это не точная копия иконы. Доску берут того же размера, но для иконописца главное правильно молиться и поститься, а каким получится образ одному Богу известно. Но тип, конечно будет соответствовать византийскому образцу: «Одигитрия», «Умиление», «Неопалимая купина» и т.д. Для всех типов строго определены положение рук, младенца и другие атрибуты. Например, в «Умилении» младенец прижимается щекой к щеке матери. И количество икон, например, «Казанская Божья Матерь» зависит от того, сколько изготовлено списков. То есть их несколько и они не совсем похожи друг на друга.
Встреча иконы в ополчении описана в Новом летописце (около 1630 г.): казаки, не сходя с коней, мягко говоря, последними словами, осуждали дворян, которые встали на колени. Ближе к концу осени протопоп с этим списком Казанской иконы оказался в Ярославле. Он ждал навигации по Волге, чтобы вернуться в Казань. Но появился Пожарский с войском из Нижнего Новгорода.
Неизвестно какая копия вернулась в Казань: список со списка сделали в Ярославле. И один экземпляр отправили в Казань, второй взяли с собой в Москву. Руководители Второго ополчения приписали явлению иконы заслугу в освобождении (от части гарнизона польско-литовских войск) Новодевичьего монастыря в Ярославле. И дальше икона сопровождала Второе ополчение. Но записей о каких-либо чудотворениях: исцелении или явлении при решающем сражении, нет. Всё это известно со слов Дмитрия Михайловича Пожарского, записанных примерно через 15 – 17 лет после событий.
Там же Пожарский вспоминал, что летом 1613 года, он сообщил Михаилу Романову и его матери о значении этой иконы. И для неё установили местный праздник, в приходском Храме Введения Богородицы на Сретенке, возле дома Пожарского. С 1620 года икону стали называть чудотворной, но она так и находилась в приходском храме.
Государственное значение икона получила в 1629 году: для неё построили храм, сперва деревянный, он сгорел, и к 1636 году - храм из камня, который сейчас реконструирован. Что случилось в 1629 – 1630 годах? Шла подготовка к новой войне с Речью Посполитой и Одигитрия-Путеводительница для этого повода как раз подходила.
Но общегосударственное почитание Казанской Божьей Матери появилось только в 1649 году. Когда в семье царя Алексея Михайловича, в ночь на 22 октября, родился первенец – Дмитрий. Через год, в сентябре 1649, во все города отправили окружную грамоту с повелением праздновать осеннюю Казанскую БМ 22 октября. Повод: освобождение Москвы от литовцев и рождение царевича.
Праздник Казанской Божьей Матери входил в церковный цикл нерабочих дней. Что понятно, до 1917 года в России была государственная религия - православие. Все не церковные государственные праздники были связаны с членами императорской семьи. Праздников в честь военных или ещё каких-то событий, не было.
День народного единства
«Празднование» Дня единства на протяжении нескольких лет, не восстановило живой связи с событиями 12-го года. И с событиями натяжка и специальной работы по этому поводу никто не ведёт. Как вы уже наверное поняли с национальным единством - тоже проблема. Далеко не все участники событий были этническими русскими: угро-финские народы, татары, мордва, башкиры и т. д. Очень пёстрая компания, или - многонациональное сообщество. Это было русское общество, уставшее от убийств и грабежей первой гражданской войны и горящее желанием восстановить нормальное государство с законами и правилами.
Может ли сама собой сформироваться культура праздника? Для этого нужно знать историю. Но сегодня не все подростки Ленина узнают, что уж говорить о Филаретах с Романовыми. И грех их в этом обвинять. Воспитание от КПСС семьдесят лет вытравливало из памяти граждан царей, современные учебники не могут определиться с отношением к преступлениям коммунистов. Без большого личного желания разобраться вряд ли что-то получится...
Справка
Годы правления русских царей в так называемое «смутное» время:
Для сравнения - Иван IV Грозный ( 1533 - 1584).
Его сын от 7 брака* царевич Дмитрий Иоаннович скончался, не дожив до зрелого возраста, при таинственных обстоятельствах в 1591 году. Это стало основанием для появления самозванца - Лжедмитрия. (*Церковь запрещает расторжение венчания, но у должности грозного царя есть свои преимущества.)
Сын Ивана IV Фёдор (1584 - 1598) династия Рюриковичей прекратила свое существование.
-----------
Борис Годунов, избран в 1598 умер в 1605, возможно отравлен. Был первым выбранным царём.
Фёдор Борисович - 1605. Сын Годунова, правил 1,5 месяца и был убит.
Лжедмитрий I, венчан на царство, по всем канонам российского правящего дома в 1605, застрелен в 1606.
Василий IV Шуйский, избран в 1606, в 1610 пострижен в монахи.
Михаил Романов, первый из династии Романовых, избран 3-м Земским Собором в 1613 году на царство (в 16 лет) правил до 1645. -----------
С 1645 по 1676 правил Алексей Михайлович.
Читать про другие праздники
в начало страницы
|
|